19 марта 1859 года на сцене Лирического театра в Париже впервые прозвучала опера «Фауст» Шарля Гуно — одна из самых популярных опер французского композитора. Средневековая легенда о докторе Фаусте лежит в основе многочисленных литературных и музыкальных произведений, но лучший образец литературного воплощения легенды оставил нам Гёте. Под пером гениального поэта рассказ о знаменитом ученом и чернокнижнике, продавшем душу дьяволу, приобретает глубокий философский смысл. Фауст Гёте — это прежде всего пытливый, дерзновенный ум, желающий разгадать все тайны мироздания. Бессмертное творение Гёте нашло отражение в творчестве Шумана и Листа, Вагнера и Берлиоза, Бойто, Бузони, Малера. Мысль о создании оперы возникла у Гуно еще в юношеские годы. В своих «Записках артиста» композитор вспоминает, как «повсюду носил с собой гётевскую поэму, записывал все приходившие в голову музыкальные мысли, которые могли бы пригодиться впоследствии при оперной обработке этого сюжета». Однако осуществить свой замысел ему удалось лишь в 1858 году. К созданию либретто композитор привлек известных либреттистов М. Карре и Ж. Барбье, которые взяли за основу сюжет первой части трагедии Гёте. Глубокое философское содержание гетевской поэмы здесь затронуто поверхностно. Сюжет трактован в лирикобытовом аспекте: любовная драма Маргариты занимает доминирующее положение, оттеснив центральные образы Фауста и Мефистофеля (не случайно при постановке в Германии опера называлась «Маргарита»). Но в музыке драма раскрыта правдиво и человечно — в пределах своей задачи Гуно достиг большой глубины и убедительности. П. И. Чайковский писал: «Невозможно отрицать, что «Фауст» написан если не гениально, то с необычайным мастерством и не без значительной самобытности». Известно изречение Гуно: «Искусство драматурга есть искусство портретиста». В «Фаусте» композитор полностью овладел этим искусством. Его музыкальные образы-портреты психологически правдивы, обрисованы с большим мастерством и разносторонне. Центральный образ Маргариты относится к лучшим созданиям Гуно и воспринимается как воплощение чистоты, духовного целомудрия и благородства.
Источник: