Узеир Абдул-Гусейн оглы Гаджибеков родился в 1885 году. Детство композитора прошло в Шуше. Здесь действовали различного рода музыкальные меджлисы (школы и кружки), нередко устраивались религиозные музыкальные представления, пышно обставлялись свадьбы и праздники. В городе было много профессиональных музыкантов устной традиции. Начальные музыкальные навыки Узеир получил в семье. Его первым учителем был брат матери Агалар Аливердибеков, который неплохо пел мугамы и принимал деятельное участие в музыкальной жизни города. Получив общее образование в училище Гашим-бека Везирова, в 1899 году У. Гаджибеков уезжает из Шуши и поступает в Горийскую учительскую семинарию. Здесь по традициям каждый ученик обязан был петь в хоре, играть на каком-нибудь инструменте, участвовать в струнном и духовом оркестрах. И Гаджибеков, которому были известны народные инструменты тар и кеманча, быстро осваивает скрипку и баритон. Окончив в 1904 году семинарию, он начинает самостоятельный жизненный путь. Он учит грамоте детей в селе Гадрут, а затем в рабочем районе Баку — Биби-Эйбат. В 1907 году был издан его учебник «Задачи по арифметике» и «Тюркско-русский словарь». В эти же годы Гаджибеков становится известным как талантливый фельетонист, переводчик и публицист. 1908 год отмечен знаменательным событием в истории азербайджанской культуры. Со сцены театра прозвучала первая национальная мугамная опера — «Лей-ли и Меджнун». Автором музыки и либретто был У. Гаджибеков. В основе этой оперы лежат народные песни и мугамы, а своими словами артисты по указанию композитора должны импровизировать свои партии. По сей день опера «Лейли и Меджнун» не сходит со сцены бакинского театра оперы и балета. Она восхищает органичным сливанием музыки, текста и драматического действия. Это объясняется еще и удачным выбором литературного источника — поэмы прославленного азербайджанского поэта-классика Махмуда Физули (16 век). Тексты этой поэмы, как и многих газелей Физули, составляют основу мугамной исполнительской практики. Поэтому они естественно «вписались» в сюжетную канву оперы. У.
Источник: