Михаил Михайлович Ипполитов-Иванов родился в 1859 году, в Гатчине. Дед композитора был «государственным крестьянином», отец — слесарем. В 1869 году старшая сестра увозит мальчика в Петербург. В доме Марии Михайловны очень любили музицировать. Однажды Миша экспромтом спел партию Антониды в квартете из оперы «Иван Сусанин» М. И. Глинки. Этот случай заставил родственников задуматься о музыкальном образовании мальчика; его отдали в музыкальные классы для малолетних певчих при хоровой капелле Исаакиевского собора. В эти годы юный музыкант посещает спектакли Мариинского театра, которыми руководит Э. Ф. Направник. Особенно сильное впечатление произвела на него премьера «Бориса Годунова» М. П. Мусоргского. В сентябре 1875 года Ипполитов-Иванов поступил в Петербургскую консерваторию. Теорию музыки он изучал в классе А. И. Рубца, гармонию и фугу у Ю. И. Иогансена, практическое сочинение под руководством Н. А. Римского-Корсакова, параллельно обучался игре на контрабасе, участвовал в ученическом оркестре под руководством К. Ю. Давыдова. В консерваторские годы Ипполитов-Иванов знакомится с М. А. Балакиревым, М. П. Мусоргским, А. П. Бородиным, Ц. А. Кюи, В. В. Стасовым. Представители новой русской школы, особенно Римский-Корсаков, оказывают основополагающее влияние на творчество Ипполитова-Иванова. В 1882 году он успешно оканчивает консерваторию и через год со своей женой, В. М. Зарудной уезжает в Тифлис на постоянную работу. Вместе с X. И. Саванели, К. М. Алихановым, А. О. Мизaндари Ипполитов-Иванов включается в деятельность только что открытого Тифлисского отделения Русского музыкального общества и музыкальных классов при нем. Много сил он отдает работе в качестве дирижера оперного театра. В Тифлисе Ипполитов-Иванов сочиняет оперы «Руфь» и «Азра», сонату для скрипки и фортепиано, два квартета, несколько циклов романсов, а также симфоническую сюиту «Кавказские эскизы», ставшую впоследствии знаменитой. В первых композиторских опытах Ипполитова-Иванова проявились черты, характерные для его творческого стиля в целом: мелодическая напевность, лиризм, тяготение к малым формам.
Источник: