Игорь Федорович Бэлза родился в городе Кельне (Польша), в семье юриста. Детство его прошло в Варшаве. Будущий ученый рос и воспитывался в атмосфере неподдельного интереса к наукам, литературе, искусству, музыке, ко всему новому и свежему, что возникало в интеллектуальной жизни того времени, в уважении к духовным ценностям и традициям прошлого. Все это явилось благодатной почвой для разностороннего развития его дарований, для возникновения широкого кругозора и глубокой эрудиции, которые стали неотъемлемыми качествами личности Бэлзы-ученого. В 1915 году семья Бэлзы переселилась в Киев, где Игорь Федорович получил музыкальное образование. После окончания Киевской консерватории по классу композиции Б. Н. Лятошинского (1925) он стал преподавать сначала в своей alma mater (композиция, инструментовка, полифония и история музыки; до 1941 года), затем в Московской консерватории (история музыкальной культуры славянских стран, 1942-1949). В годы войны Бэлза был главным редактором Государственного музыкального издательства (1943 — 1948), продолжал заниматься композицией и педагогикой. В дальнейшем его внимание сосредоточивается на научно-исследовательской работе. В 1953-1961 годах он возглавляет сектор искусства европейских стран народной демократии, с 1961 — Бэлза ведущий специалист Института славяноведения и балканистики Академии наук СССР. Перу Бэлзы принадлежит более пятисот книг, исследований, брошюр и статей. Неоценимое значение имеют его основополагающие труды в области музыкальной культуры. Это «Очерки чешской музыкальной классики» (1951), «История чешской музыкальной культуры» в двух томах (1959, 1973), «История польской музыкальной культуры» в трех томах (1954, 1959, 1972), монография «Фридерик Францишек Шопен» (1960, 2-е издание 1968, на польском языке — 1969, 2-е издание -1980). И в фундаментальных исследованиях, и в монографиях об отдельных композиторах (о Шопене, Монюшко, Карловиче, Огиньском, М. Шимановской, Дворжаке, Новаке) Бэлза последовательно отстаивает значение музыки славянских народов в эволюции мирового искусства, самостоятельность их вклада в мировой художественный процесс.
Источник: