Франсуа Жозеф Госсек родился в 1734 году, в семье крестьянина, в селении Верньи (Бельгия), музыкальное образование получил в певческой школе при кафедральном соборе Антверпена. Семнадцатилетним юношей он прибыл в Париж и с помощью Ж. ф. Рамо быстро завоевал авторитет. Его карьера началась в одном из лучших оркестров Европы — в оркестре известного мецената Лa Пуплиньера, — репертуар которого включал лучшие достижения итальянской и мангеймской симфонических школ. Это способствовало появлению первых симфонических опытов Госсека и дальнейшую ревностную приверженность музыканта этому жанру. Композитором создано шестьдесят симфоний и концертных симфоний, а также около пятидесяти других инструментальных форм (квартетов, трио, увертюр и т.п.), написанных как в манере итальянских, мангеймских мастеров, так и в духе французского инструментализма. Интенсивная концертная практика (Госсек служил также в капелле графа Конти) породила у композитора идею основания в 1769 году нового концертного общества «Концерты любителей». С 1773 по 1777 год он руководил также старейшей концертной организацией «Духовные концерты». Французский музыкант не мог пройти мимо ведущего жанра своего времени и написал большое количество комических опер. Среди них — «Мнимый лорд», «Алексис и Дафна», «Рыбаки», «Туанон и Туанетта», «Сельский праздник». Правда, в этой области ему нелегко было соперничать с выдающимися мастерами — Гретри и Монсиньи. Для новых поколений Госсек остался мастером инструментальной музыки и особенно — крупнейшим композитором Французской Республики. В последнее десятилетие 18 века, в годы французской революции, Госсек создал немало ярких композиций на патриотическую тему, которые положили начало новым музыкальным жанрам: массовой революционно-патриотической песне и траурному маршу («Песнь 14 июля», ‘Траурный марш»). Большую роль в музыкальной жизни революции сыграл монументальный Те Deum для двух тысяч исполнителей.
Источник: