День Святой Великомученицы Параскевы

Парасквева-Пятница — одна из наиболее почитаемых святых угодниц в России. И. П. Калинский: «Святая угодница эта исстари пользуется у русского народа особенным уважением, и с памятью ее в нашем народе соединяется множество самых своеобразных верований, обычаев и обрядов. В древних наших месяцесловах и святцах при имени этой угодницы постоянно встречается имя Пятница и обыкновенно пишется Святая Параскевия, нареченная Пятницею. В былое время самые храмы, посвящаемые имени Св. Параскевы, назывались Пятницами. Название Пятниц присваивалось еще и другого рода памятникам, которые в старину на Руси ставились в виде придорожных небольших часовен. У простого русского люда большею частью и ныне великомученица Параскева называется «Пятницей», «Пятиной», «Петною». Изображение Св. Параскевы-Пятницы было в особенном употреблении у наших предков. Наши мастера обыкновенно представляли ее на иконах в худощавом виде и высокого роста, с лучезарным венком на голове. Иконы Св. Парасквевы-Пятницы в старину можно было найти почти в любом доме.» Обычай этот связан он с дохристианскими верованиями славян: пятница издревле была днем, посвященным покровительнице рода и семейного очага (имя ее было разным в разных областях Руси). Когда оказалось, что день памяти христианской великомученицы Параскевы совпадает с традиционным днем покровительницы рода, Св. Параскеву и стали называть Пятницей. С исчезновением дохристианского бога Велеса Св. Параскева стала признаваться также «покровительницей полей и скота». А потому во многих местах в день памяти ее наши предки приносили в церковь для освящения разного рода плоды. Приношения эти потом хранились в домах как священные предметы до наступающего Нового года. Иконы Св. Параскевы, находившиеся в церквах, древнерусский народ чествовал особенным образом. Поселяне убирали их разными лентами, цветами, монистами, душистыми травами и носили в таком виде в крестных ходах и других важнейших церемониях. Во многих губерниях России в день памяти Св. Параскевы простолюдины носили в церковь отрепанную первину льна, которая обыкновенно посвящается этой угоднице и потом привешивается к ее образу.
Источник: www.kraeved-samara.ru

alfa-clicka