Автомобили повышенной проходимости СССР — НАТИ-2, НАТИ-ВЗ, ГАЗ-21, ГАЗ-60, ГАЗ-64, ГАЗ-ААА, ЗИС-32, ГАЗ-65, ЗИС-6, ЯГ-10, ЯГ-12

Многолетний опыт показал, что вне дорожный автомобиль должен не только преодолевать неровности пути благодаря колесам большего диаметра, большим дорожному просвету, углам въезда и выезда, но и оказывать малое удельное давление на грунт, не проваливаться и не вязнуть в нем. Он также должен обладать механизмами и устройствами, которые точно соотносили бы тяговое усилие, приложенное к колесам, и сцепные свойства грунта. Первое условие хорошо или почти хорошо выполнялось большинством автомобилей довоенного периода. Такие машины, как ГАЗ-А, ГАЗ-АА, ЗИС-5, имели колеса диаметром от 760 до 940 мм, дорожные просветы от 200 до 250 мм и большие углы въезда и выезда. Эти показатели в среднем оказывались достаточными для движения вне дорог по твердым грунтам, когда возникала необходимость только преодоления неровностей пути. Больше всего осложнений представляло движение по глубокому снегу с малой несущей способностью. И отработанное еще в 1910—1916 годах изобретателем А. Кегрессом конструктивное решение казалось идеальным. Вместо задних ведущих колес — качающиеся относительно чулков заднего моста гусеницы. Тяговое усилие передается не зацеплением, а трением от ведущих катков к резиновой гусеничной ленте, а от нее к грунту. Резиновая лента, по длине которой нагрузка от задней части кузова распределяется набором опорных катков, создает очень небольшое удельное давление на снег, а лыжи, смонтированные рядом с передними колесами, позволяют последним не проваливаться в толщу наста. Такими были все полугусеничные машины с движителем Кегресса: по сути, снегоходами, лишь отчасти болотоходами, и неудивительно, что при своем зарождении они назывались автосанями. Мокрый снег забивался между гусеницей и катками, она буксовала, растягивалась, соскакивала или рвалась. Различные изобретательские ухищрения — завулканизированные тросы, предохранительные гребни, накладные стальные грунтозацепы — не устранили принципиальные недостатки этого движителя, в том числе главный — передачу крутящего момента от ведущего катка к гусенице трением, а не зацеплением.
Источник: www.kraeved-samara.ru

alfa-clicka