Значение крылатых выражений — Государство это я, Гражданская слеза, Грехи молодости, Гробы поваленные, Громоздить Оссу на Пелион

«Государство — это я« Выражение приписывается французскому королю (1643— 1715) Людовику XIV, который будто бы так сказал в заседании парламента в 1655 году (Dulaure, Histoire civile, physique et morale de Paris). Однако принадлежность этой фразы Людовику XIV опровергается историками. Из опубликованного Александром Роже протокола упомянутого заседания парламента, хранившегося в секретном государственном архиве, явствует, что король этой фразы не произносил (Roger Alexandre, Le Musee de la conversation, Paris). Журнал «Revue Britan-nique» (май, 1851) приписывает эту фразу английской королеве (1558—1603) Елизавете. Выражение это употребляется для характеристики лиц, занимающих руководящее положение в стране и проявляющих в своей деятельности грубый произвол. Германский император Вильгельм II в ответ на сообщенные ему соображения Генерального штаба, перефразировав легендарные слова Людовика, заявил: «Генеральный штаб — это я». Выражение это и теперь употребляется с заменой слова «государство» другим, соответственным случаю. «Гражданская слеза« В 1864 г. в № 2 журнала «Современник» было напечатано за подписью Ив. Г. М. следующее стихотворение: В сердце грусть тяжелая — Сил нет с ней расстаться… Мысли невеселые В голову толпятся… Позади бесцветная Дней былых равнина; Спят в ней безответные Грезы гражданина… Впереди мерещатся Труд упорный, горе, Дико, злобно плещется Слез кровавых море!.. Пуще безотрадная Грусть одолевает И больней нещадная Душу разъедает. Стихотворение это, по форме действительно слабое, вызвало насмешливую заметку критика Н. Н. Страхова в журнале «Эпоха», апрель, 1864 год («Заметки летописца»). «О том, как слезы спят в равнине, — писал Страхов, — об этом мы читаем в трогательном стихотворении, которое напечатано во 2 № «Современника» за подписью Ив. Г.М.». Приведя первые восемь строк стихотворения и заменив в восьмой строке слово грезы словом слезы, Страхов продолжал: «Весьма любопытный образчик нашей современной поэзии. Эта поэзия, как известно, отличается не столько изяществом, сколько благородством чувства.
Источник: www.kraeved-samara.ru

alfa-clicka