«Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна« Герои повести Н. В. Гоголя «Старосветские помещики» (1835), простодушные, наивные обыватели, нежные супруги, ведущие безмятежное, «растительное» существование. Имена их стали нарицательными для людей подобного типа. Пример из литературы: И покуда Афанасии Иванычи с Пульхериями Ивановнами занимаются комнатным растениеводством, мы должны готовить жнецов, которые сумели бы и косить сегодняшние плевелы, и жать завтрашнюю пшеницу (В. И Ленин, «Что делать?» Соч., т. 5, с. 425). «Ахиллесова пята« В греческой мифологии Ахиллес (Ахилл) — один из самых сильных и храбрых героев; он воспет в «Илиаде» Гомера. Послегомеровский миф, переданный римским писателем Гигином, сообщает, что мать Ахиллеса, морская богиня Фетида, чтобы сделать тело сына неуязвимым, окунула его в священную реку Стикс; окуная, она держала его за пятку, которой не коснулась вода, поэтому пятка осталась единственно уязвимым местом Ахиллеса, куда он и был смертельно ранен стрелой Париса. Возникшее отсюда выражение «Ахиллесова (или Ахиллова) пята» употребляется в значении: слабая, уязвимая сторона у кого-либо. Примеры из литературы: Ахиллова пята Оуэна (одного из социалистов-утопистов 19 века) не в ясных и простых основаниях его учения, а в том, что он думал, что обществу легко понять его простую истину (А. И. Герцен, «Былое и думы», 6, 16, «Роберт Оуэн»). Негодность формулы тов. Мартова состоит в том, что всякий и каждый может объявить себя членом партии, всякий оппортунист, всякий праздноболтающий, всякий «профессор» и всякий «гимназист». Эту ахиллесову пяту своей формулировки тов. Мартов тщетно пытается заговорить посредством таких примеров, когда не может быть и речи о само зачислении себя в члены, об объявлении себя членом (В. И. Ленин, «Шаг вперед два шага назад», Соч., т. 7, с. 251). «Базар житейской суеты« Под таким заглавием был переведен на русский язык в 1853, 1873 и 1885 годах роман английского писателя Теккерея (1811—1863) «Ярмарка тщеславия», в котором сатирически изображено буржуазное общество. Пример из литературы: Теперь ему предстоит обозреть умственным оком базар житейской суеты (М. Е.
Источник: