«Золотой петушок» — новый этап в развитии оперного мастерства Римского-Корсакова. Лейтмотивная система, обычная для его опер, здесь получила широкое, многостороннее развитие. По богатству и разнообразию оркестровых красок «Золотой петушок» — одна из самых блестящих партитур Римского-Корсакова. Композитор так и не увидел «Золотого петушка» на сцене. Цензура строго охраняла царское самодержавие от любых сатирических намеков. Почти на кануне смерти Римский-Корсаков получил сообщение от директора императорских театров В. А. Теляковского: «Московский генерал-губернатор против постановки этой оперы и сообщил об этом в цензуру, а потому думаю, что и в Петербурге будут против». В «Русской музыкальной газете» за 1908 год сообщалось: «Оперному театру С. И. Зимина воспрещена постановка оперы Римского-Корсакова «Золотой петушок». При жизни автора прозвучали лишь три отрывка из оперы: вступление, свадебное шествие и ария Шемаханской царицы в исполнении Н. И. Забелы. По словам Б. В. Асафьева, вступление и шествие произвели «ошеломляющее, радостное, ослепительное впечатление». Премьера «Золотого петушка» состоялась в Москве, в Частной опере С. И. Зимина, спустя больше года после смерти Римского-Корсакова. Дирижировал Э. Купер, партию Додона исполнял Н. И. Сперанский, Звездочета — В. Р. Пикок, Шемаханской царицы — А. И. Добровольская. Декорации были выполнены по эскизам И. Я. Билибина. По требованию цензуры был исправлен даже пушкинский текст, по этому поводу Ю. Энгель в своей рецензии на постановку писал: «Сколько перьев у него при этом выщипали, сколько красок стерли». 6 ноября 1909 года состоялась премьера «Золотого петушка» в Большом театре с А. В. Неждановой в роли Шемаханской царицы, с В. В. Осиповым в роли Додона и А. П. Боначичем в роли Звездочета. Дирижировал В. И. Сук, постановку оформлял К. А. Коровин. Наиболее интересным откликом на постановку «Золотого петушка» была статья Ю. Энгеля, который дал точную оценку музыки и поэтического содержания оперы, сравнив при этом обе премьеры.
Источник: