«Мысль о балете-поэме «Бахчисарайский фонтан» Пушкина подсказана мне Н. Д. Волковым, — писал композитор. — В юности еще как историку-культуроведу и искусствоведу мне удалось много поработать над изучением эпохи Пушкина. Меня всегда интересовало: как Пушкин воспринимал окружающий мир? Когда Н. Волков натолкнул меня на мысль о музыке к «Бахчисарайскому фонтану» в плане балетного спектакля, я прежде всего был поражен, почему я сам не догадался о данной теме». Авторов балета вдохновила одна цель: раскрыть смысл пушкинской поэмы средствами хореографии, создать произведение содержательное и действенное. «В своей работе, — отмечал Асафьев, — я стремился дать эмоционально мелодичную, ясную музыку, отправляясь от характерных для пушкинско-глинкинской эпохи интонаций, но развивал все это творчески свободно, средствами современной техники. Исключительная реалистичность пушкинской поэмы, поражающая острота и восприимчивость придает балетной классике жизненный стимул. Я считаю, что через пушкинский образ балет скорее придет к современности». Итак, стилистические особенности музыки балета отражают не столько эпоху сюжета, сколько эпоху создания поэмы — пушкинское время. Язык пушкинской лирики, ее своеобразие и одухотворенность нашли отражение и в стилистике партитуры Асафьева, в мелодическом ее материале. Ученик Лядова и Римского — Корсакова, Асафьев явился продолжателем прогрессивных традиций прошлого. Блестящее знание законов балетного искусства обусловило драматическую цельность его партитуры и позволило сделать из «Бахчисарайского фонтана» подлинный балет-пьесу. Все образы балета получили разностороннюю обрисовку и даны в развитии. Образ Марии находится в центре сюжетных событий. Это образ исключительного обаяния светлый и хрупкий, полный задушевного лиризма, внутренней чистоты и моральной силы. Интонационная сфера Марии носит черты романсового колорита; ее музыкальный язык напоен лирической вальсовостью. Нередко композитор вводит в характеристику героини интонации польской народной музыки, польских пьес и танцев.
Источник: