М. Г. Эрденко родился в 1885 году, в селе Бараново Старо-Оскольского уезда Курской губернии в бедной многодетной семье потомственного музыканта-скрипача, руководителя маленькой капеллы народных музыкантов. Трудно было сдержать изумление, когда на свадьбах и деревенских праздниках появлялся четырехлетний мальчик, исполняя популярные народные мелодии вместе со взрослыми музыкантами. Сохранились и харьковские афиши того времени («Дитя 5 лет Миша Эрденко даст концерт»), и фотопортреты, где скромно одетый и аккуратно подстриженный концертант стоит в позе играющего скрипача, глядя на мир своими далеко не детскими глазами. Талантом Эрденко заинтересовались музыканты Москвы. Директор консерватории предложил отцу оставить Мишу на попечении семьи безвременно ушедшего из жизни профессора консерватории Ф. Лауба. Здесь, в Москве, прошли годы учебы, здесь в 1904 году М. Эрденко с золотой медалью оканчивает консерваторию по классу И. В. Гржимали. После окончания консерватории Эрденко год работает в Самаре, где началась его педагогическая и концертная деятельность. Приехав в 1905 году в Москву, он попадает в водоворот революционных событий — принимает участие в строительстве баррикад, дирижирует оркестром на похоронах Н. Э. Баумана. После подавления Декабрьского восстания скрипач был выслан в Вологду, затем в Архангельск. И когда ему все же было позволено продолжать концертную деятельность, это был уже художник с четко определившейся позицией. «Я понял, — писал впоследствии Эрденко, — кому я должен служить!» Успех выступлений перед рабочими и шахтерами Донбасса, куда он отправился с концертами, окрылил артиста. Последовали поездки по городам и рабочим центрам России — от Архангельска до Ташкента, от Риги до Иркутска. Перед простыми тружениками он играл музыку Тартини, Баха, Бетховена, Паганини, Венявского, Шопена, Чайковского. Опасения академически настроенных музыкантов были напрасны: неискушенные слушатели были потрясены тем, как этот музыкант «будил в душе нежные забытые струны и заставлял трепетать сердце», как «говорила, рыдала, пела и жаловалась» его волшебная скрипка. Подобные слова находим мы в сотнях рецензий тех лет.
Источник: