Марк Григорьевич Фрадкин родился в Витебске, в семье врача. Довольно рано проявились его музыкальные способности. Родители неоднократно предпринимали попытки определить сына в музыкальную школу, но у мальчика были другие увлечения: техника и театр. В результате он заканчивает политехникум, работает на фабрике и участвует в самодеятельности. Затем идут годы учебы в Ленинградском театральном институте. Первые композиторские опыты связаны с музыкальным оформлением студенческих спектаклей. После окончания института Фрадкин работает в Театре юного зрителя в Минске: заведует музыкальной частью театра, выступает как актер и режиссер. Однако, ощущая недостаток в теоретических знаниях, он поступает в Белорусскую консерваторию на композиторский факультет в класс профессора Н. И. Аладова. В 1939 году Фрадкина призывают в армию и вскоре назначают художественным руководителем Ансамбля песни и пляски Киевского военного округа. В первых же сочинениях военных лет проявились характерные черты творческого почерка композитора — сочетание высокой гражданственности, патриотизма с проникновенным лиризмом, задушевностью. «М. Фрадкин — прирожденный мелодист» — так писали о нем в 1942 году. И в мирные дни композитора волнует военная тема. В одном из своих интервью он сказал: «В таких песнях, как «За того парня» и «Отец и сын», слились воедино те идеи, которые я стараюсь неустанно пропагандировать в своем творчестве: то, что пережито людьми, народом нашим, не может быть забыто». Его песни всегда находят путь к сердцам слушателей, отвечают сокровенным чувствам людей самых разных возрастов. Но прежде всего композитор обращается к молодежи, призывает ее быть ответственной за судьбы мира, хранить вечную память о «тех парнях», которые победили фашизм. Недаром песня Фрадкина и Р. Рождественского стала девизом молодежного почина — работать за себя и «за того парня». Песни, посвященные событиям Великой Отечественной войны, такие, как «У деревни Крюково», «Березы», «Эскадрилья «Нормандия» и другие, как бы перебрасывают невидимый мост из прошлого в настоящее, делают нам ближе и понятнее думы и стремления поколения 40-х годов.
Источник: