Людомир Ружицкий родился в 1884 году, в Варшаве в семье музыканта-педагога; учился у А. Михаловского (фортепиано) и 3. Носковского (композиция) в Варшавской консерватории, закончив ее с золотой медалью. Затем два года совершенствовался в берлинской Музыкальной академии под руководством Е. Гумпердинка. В 1907 году Ружицкий занял пост дирижера Львовской оперы, одновременно преподавал игру на фортепиано в Львовской консерватории. Работа в оперном театре, естественно, помогла усвоить специфику музыкально-сценических произведений, что быстро сказалось на творчестве композитора. Начав еще в консерваторские годы создавать пьесы для фортепиано (сонаты, прелюдии, ноктюрн), он скоро стал отдавать предпочтение симфонической музыке. Им написаны программные симфонические поэмы «Болеслав Смелый», «Пан Твардовский», «Ангелли» (по Ю. Словацкому), симфоническая серенада «Сганьчик» (так звали королевского шута 16 века, прославившегося своими смелыми шутками-намеками). Столкнувшись с театром, композитор начал пробовать свои силы в музыкально-сценическом жанре и скоро добился успехов. В 1909 году во Львове была поставлена его музыкальная драма «Болеслав Смелый» (по С. Выспянскому). Выразительные лейттемы, насыщенное звучание оркестра в этом сочинении свидетельствуют о воздействии Р. Вагнера, которого Ружицкий очень любил. В дальнейшем это воздействие несколько ослабело, композитор стал уделять внимание вокальным партиям. В 1912 году в Варшаве состоялась премьера фантастической оперы «Медуза», затем последовали «Эрос и Психея», «Казанова», «Беатриче Ченчи» и другие. Историческая опера «Валевская» осталась незаконченной. Кроме этого Ружицкий создал балеты, написал оперетту и много музыки к драматическим спектаклям отечественных авторов, а также Шекспира, Мольера и Гёте. В историю польской музыки Ружицкий вошел как симфонист и выдающийся оперный композитор первой половины 20 века. Чертами национального своеобразия отличаются и его вокальные произведения — песни, хоры и циклы фортепианных миниатюр. Из литературных трудов Л. Ружицкого наибольшей известностью пользуются его воспоминания о К. Шимановском. Л.
Источник: