Георгий Васильевич Свиридов родился в небольшом городке Фатеже близ Курска в семье почтового служащего и учительницы. Интерес Свиридова к музыке, народной песне, с детства окружавшей его, проявился рано. Свои профессиональные музыкальные занятия он начал в классе фортепиано курской музыкальной школы (1929—1932; к этому времени относятся и первые опыты сочинения музыки), продолжил в Ленинградском Центральном музыкальном техникуме (1932-1936, фортепиано и композиция), и в 1936 году, будучи уже членом Союза композиторов, поступил в Ленинградскую консерваторию, в класс композиции П. Б. Рязанова. С 1937 года до окончании консерватории (1941) Свиридов — в классе Д. Д. Шостаковича. В студенческие годы Свиридов испытал сильное влияние Шостаковича, у которого прошел серьезную школу, изучая классическое наследие и глубоко осваивая музыку 20 столетия. Это влияние, о котором говорит и сам композитор, ощущается, в частности, в инструментальных произведениях Свиридова военных и первых послевоенных лет (фортепианное трио, отмеченное Государственной премией СССР 1-й степени в 1946 году; фортепианная соната, посвященная памяти И. И. Соллертинского; две партиты для фортепиано). Новый этап творчества Свиридова, ознаменовавший начало зрелого периода его композиторской деятельности, отмечен появлением вокальной поэмы «Страна отцов» для тенора и баса с фортепиано на слова Аветика Исаакяна (1950) и вокального цикла на слова Роберта Бернса (9 песен для баса и фортепиано). В числе крупнейших художественных свершений Свиридова последующих лет, по праву считающихся классикой советского искусства, — его вокально-симфонические монументальные фрески «Поэма памяти. Сергея Есенина» для тенора, хора и оркестра (1956); «Патетическая оратория» на слова Вл. Маяковского для баса, хора и оркестра (1959), отмеченная Ленинской премией (1960); кантата «Курские песни» на народные слова (1964, Государственная премия СССР, 1968); вокальный цикл «Петербургские песни» на слова А. Блока для сопрано, меццо-сопрано, баритона, баса и фортепиано, скрипки и виолончели (1961—1963); многочисленные романсы и песни на слова А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Блока, С. Есенина, В. Хлебникова, Б. Пастернака, А. Твардовского, А.
Источник: