Г. Шютц родился в 1585 году. Юные годы композитора прошли в Касселе, при дворе ландграфа Морица Гессенского — гуманиста, ученого, свободно говорившего на десяти языках. Ландграф, будучи композитором и органистом, много внимания уделял своей придворной капелле, славившейся на всю Германию. В Касселе, во время пребывания там Шютца, был основан первый в Германии драматический театр, где странствующие английские труппы разыгрывали пьесы Шекспира. Занимаясь в созданной ландграфом школе — Маврицианской коллегии (тип классической гимназии), Шютц изучал латинский, греческий, французский языки, игру на органе, пел в Кассельской капелле, репертуар которой включал сочинения Д. Палестрины, О. Лассо, И. Вальтера, Г. Л. Гасслера, М. Преториуса. Здесь же началось его композиторское образование, проходившее под руководством капельмейстера Г. Отто, опиравшегося в своем творчестве на традиции немецкой протестантской музыки и классической хоровой полифонии эпохи Возрождения. Несколько позже Шютц изучал также юриспруденцию, сначала в Марбургском, а затем в Лейпцигском университетах. В 1609 году по предложению ландграфа Шютц отправился в Италию для совершенствования в музыкальном искусстве у крупнейшего венецианского полифониста Дж. Габриели. Как считал сам Шютц, именно в Италии был заложен фундамент его профессии. У «великого Габриели», о котором Шютц всегда вспоминал с восхищением («Габриели, бессмертные боги, что за человек!»), немецкий музыкант постигал тонкости классического контрапункта, овладевал принципами много хорной венецианской полифонии и позднего ренессансного мадригала. В Венеции в 1611 году Шютц опубликовал сборник итальянских мадригалов на стихи Гварини и Марино для пяти-голосного ансамбля. Уже с этого первого сочинения Шютц стал объединять немецкие музыкальные традиции с итальянскими, что рассматривал позже как средство совершенствования немецкой музыки. В мадригалах Шютц сочетал полифоническую технику немецкой профессиональной школы с новейшими итальянскими приемами выразительной трактовки текста.
Источник: