Краткая биография Эйтора Вила Лобоса

Эйтор Вила Лобос родился в 1887 году, в Рио-де-Жанейро. Его отец был страстным меломаном и к тому же неплохим виолончелистом-любителем. Он научил юного Эйтора не только нотной грамоте, но и игре на многих музыкальных инструментах, что впоследствии очень пригодилось композитору. Рано лишившись отца и не встретив поддержки у матери, Эйтор в шестнадцать лет покинул родительский дом. Так начались «музыкальные университеты» Вила Лобоса, которые дали ему, вероятно, больше, нежели полный консерваторский курс сочинения. С неизменной гитарой за плечами, один или с группой бродячих музыкантов, он скитался по стране, играл в ресторанах и кино. Именно тогда он породнился с народом Бразилии, приблизился к самым истокам его музыкального творчества. Вот почему среди великого множества сочинений композитора (по некоторым сведениям, их более двух тысяч!) значительное место занимают собранные и обработанные им народные песни и танцы. Вила Лобос творил почти во всех музыкальных жанрах (оперы, оперетта, симфонии и симфонические поэмы, балеты и различные камерные сочинения, песни, романсы, хоры, инструментальные концерты, музыка для детей). Его творчество прошло через ряд увлечений и влияний, но в лучших опусах композитор оставался подлинным бразильским художником. Это выразилось прежде всего в истинно национальном характере музыки Вила Лобоса. В этом смысле среди его многих замечательных произведений следует выделить две серии пьес под общим названием «Шоро» и «Бразильские бахианы», в которых неистощимая мелодическая фантазия великолепно сочетается с колоритной и тонкой 4 инструментовкой. «Шоро», по словам композитора, «представляет собой новую форму музыкальной композиции, синтезирующей различные типы бразильской, негритянской и индейской музыки, отражающей ритмическое и жанровое своеобразие народного искусства». Вила Лобос широко и свободно использовал не только самую ферму народного музицирования, но и состав исполнителей в этих пьесах. Так, «Шоро» № 1 написано для соло гитары, № 8 — для оркестра и двух фортепиано, одно из которых солирует, а другое используется в качестве ударного инструмента.
Источник: www.kraeved-samara.ru

alfa-clicka