А. Я. Жилинский родился в крестьянской семье в Сауке. Во время первой мировой войны он жил в Харькове, где в 1916—1918 годах учился в музыкальном училище; в 1927 году окончил Латвийскую консерваторию по классу фортепиано у Б. Рогте, а в 1933 году по классу композиции у Я. Витола. После учебы Жилинский работал в Рижской народной консерватории, вел активную исполнительскую деятельность: концертировал во многих городах Латвии, в Москве, Ленинграде, Таллине, Вильнюсе, выступал за рубежом. В первых сочинениях Жилинского, появившихся в начале 30-х годов, определился лирический мелодический стиль композитора. В основном это были романсы: «Мечтаний горы голубые», «На мосту», «Цветок», «В сиреневом саду», «Дома» и др. Тогда же были написаны его первые фортепианные сочинения. Высшего расцвета творчество Жилинского достигло в годы Советской власти. Основным жанром творчества А. Жилинского осталась песня. Песни композитора приобрели более разнообразное содержание, расширился круг образов, появились новые мотивы. Чувством глубокого патриотизма проникнуты послевоенные песни «Родина», «Невеста воина», «Нет» и др. Образ родины, картины родной природы, тема дружбы народов, труда и мира легли в основу песен «Страна мира», «Песня о Риге», «У Даугавы», «Даугава-матушка», «Моя прекрасная родина», «Как могу я не петь», «Песня рыбаков», «Песня ткачихи», «Песня молодых капитанов», «Майский вальс» и многих других; прекрасны его лирические миниатюры «Композитору» и «Вечный поток». В 60-е годы написаны песенные циклы — «Золотой обруч», «Ветер поет в ивах озера», четыре миниатюры «Если ты». Композитор написал ряд кантат: «У Мавзолея Ленина», «Рука — сестра трудовой руки», «Юность Октября», «Идеи Ленина героев зовут», поэму-монолог «Памятник» для голоса с оркестром. Стихи многих латышских поэтов вдохновляли Жилинского. Он соприкасался с поэзией Я. Райниса и Ю. Ванага, Я. Судрабкална и Л. Паэгле, А. Имерманиса и А. Крауклиса, О. Дзелме и Э. Залите и др.
Источник: