Автомобили повышенной проходимости СССР — ГАЗ-63, ЗИС-151, ЯАЗ-214, ГАЗ-69, МАЗ-502

Специфические особенности дорожной сети СССР, особенно в первые послевоенные годы заключались в том, что дорог с твердым покрытием у нас было меньше, чем в США или европейских странах. Обилие грунтовых дорог, необходимость эксплуатации в условиях толстого снежного покрова, жидкой грязи, удаленность от ремонтных и сервисных баз ставили перед советскими автомобильными конструкторами задачу создания автомобилей повышенной проходимости, особо надежных и выносливых. Сложные узлы, множество шарнирных сочленений, утонченные технические решения, ориентация на обслуживание и ремонт высококвалифицированными специалистами в наших условиях работы оказались неприемлемыми. Это доказал опыт сравнительной эксплуатации немецких и американских машин такого типа. На его основе наши специалисты выработали свою концепцию автомобиля повышенной проходимости, более тяготеющую к американской конструкторской школе. Она выразилась в моделях капотной компоновки, имеющих простую и надежную зависимую подвеску всех колес, привод на все колеса, трансмиссию с шестеренчатой раздаточной коробкой без межосевого дифференциала, меж колесные не блокируемые дифференциалы, простые нижнеклапанные двигатели. Типичным автомобилем повышенной проходимости стал грузовой ГАЗ-63. Он не только воплощал в конструкции названные принципы, но и был первым отечественным автомобилем такого типа с одинаковой колеей передних и задних колес и односкатными шинами (сначала размером 9,75—18″, позже, с середины 50-х годов — 10,00—18″) как спереди, так и сзади. В силу такого решения при движении по снегу, песку, вязкому грунту ГАЗ-63 требовал меньших энергетических затрат на прокладывание колеи, чем машина с двускатными задними колесами. Это была передовая тенденция того времени. Но такая схема расположения колес требовала более равномерной нагрузки на них, то есть определенного взаимного расположения агрегатов и груза. Автомобили повышенной проходимости с односкатными колесами уже выпускались отдельными заводами Англии, Германии, Австрии, США, Франции. Анализ их 23 моделей позволил инженерам ГАЗа под руководством ведущего конструктора П. И.
Источник: www.kraeved-samara.ru

alfa-clicka